Важно отметить, что рисование, как любой другой вид деятельности, развивает вашего ребенка, а значит, очень важно для его знаний, умений, навыков и талантов. Рисование развивает мелкую моторику, рисуя, ребёнок учится мыслить, анализировать, упорядочивать. Оно развивает креативность мышления, прививает тягу к познанию мира, воспитывает чувство прекрасного.
Большинство детей охотно и с радостью берутся за рисование, независимо от степени одарённости в этом деле. Однако, иногда родители и педагоги могут сталкиваться с отказом ребёнка рисовать. Чаще всего это касается дошкольников. И, хоть это и не повод для паники, такое явление нельзя игнорировать.
Сразу оговоримся по возрасту. Мы говорим о детях от трех лет и старше, так как малыши до трехлетнего возраста заинтересованы буквально во всем, в чем заинтересованы вы, его родители. Такому малышу, прежде всего, интересны мама и папа! Здесь занятия не требуют особой подготовки, рисуйте хоть на коленке, хоть на полу, главное, вместе.
Почему ребенок не любит рисовать?
Причины разные: просто не любит или же не умеет этого делать. Иногда нежелание рисовать говорит о неуверенности в себе: ребенок не может нарисовать красиво и заранее расстраивается из-за этого. А вот в период кризиса трех лет малыш разбрасывает краски и карандаши, кричит, но это можно объяснить тем, что ему и интересно, и хочется рисовать, но совладать с собой в этот сложный период у него просто не получается. Есть дети, которые не любят рисовать на заданную тему, дадим им свободу выбора, и они с удовольствием займутся этим занятием.
Что делать? Как увлечь?
Самый первый совет - не паниковать и не заставлять ребенка рисовать. Пусть занимается тем, что нравится, а задача родителей – лишь изредка предлагать альбом, карандаши и краски. Пусть они всегда находятся в свободном доступе, чтобы ребенок по своей инициативе мог их взять. Также попробуйте сесть рядом с малышом и показать ему, как вы сами рисуете, спросите, что бы ему хотелось, чтобы вы нарисовали. Это первый этап совместного рисования – ребенок смотрит, а взрослый рисует и рассказывает об изображенном. Это могут быть отдельные предметы и сюжетные картины из жизни ребенка, все то, что ему близко. Также необходима похвала. Не критикуйте работы ребенка, особенно на первых порах. Постарайтесь находить положительные элементы даже в откровенно неудачных рисунках. Нельзя хвалить за плохое, нужно подмечать хорошее, при этом давая советы по усовершенствованию рисунка: «Какой удачный цвет ты выбрал! Точь-в-точь, как настоящее солнышко! А ты знаешь, что если лучики делать более прямыми, то оно выйдет ещё лучше. Вот, погляди».
Более старшему ребенку важно объяснить, что такое критика и зачем нужны замечания. Он должен понять, что ошибки — это нормально, они бывают у всех и на ошибках нужно учиться. Что в замечаниях нет ничего обидного, что существуют разные мнения и вкусы. Что то, что он рисует, имеет ценность.
Начните обучение рисованию с элементарного раскрашивания.
1. Закрашивание чистого листа краской (пальчиками, кистью или губкой), а также водные раскраски. Ребенок учится правильно держать предмет и оттачивает движения рукой. Формируются усидчивость, старательность, стремление довести работу до конца.
2. Свободное малеванье или так называемые «Каляки-маляки». Это базовое упражнение, которое помогает ребенку освоить черкание — основу для дальнейшего обучения рисованию. На первых порах дайте ребенку только один цвет. Предложите малышу порисовать — он с удовольствием понаблюдает, как фломастер оставляет след на бумаге. Ключевой момент упражнения, когда взрослый спрашивает, что же малыш нарисовал. Если ребенок затрудняется с ответом, родитель может предложить варианты: «Может, ты нарисовал домик? А может быть, это зайчик? Смотри, похоже на ушки. Давай нарисуем ему глазки». Когда вы вместе определили, что нарисовано на бумаге, взрослый дорисовывает недостающие детали. Делать это надо на глазах у ребенка. Упражнение полезно тем, что оно позволяет ребенку не задерживаться долго на этапе каракуль. У него формируется желание научиться большему.
3. Проведение линий в различных направлениях (соединение точек, одинаковых изображений, лабиринты и многое другое). Не требуйте качества. Главное - карандаш взял.
4.Обводка по пунктиру, закрашивание крупных картинок с жирным контуром и минимумом деталей.
Рисуйте вместе, экспериментируйте!
Рисуйте через трафареты, рисуйте пальцами, ладошками, делайте отпечатки овощами, фруктами, даже брызги красками допустимы. Пусть ребенку будет весело!Учитель-дефектолог Крепких М.В.