2023 - 2024

Новые и актуальные схемы мошенничества и способы защиты от них

Городской округ Кашира Безопасность
Инструкция по проведению профилактических бесед, направленных на повышение финансовой грамотности населения, в рамках проведения ОПМ «Мошенничество»

При проведении профилактических бесед с населением, направленных на недопущение совершения мошеннических действий в отношении граждан, необходимо по мимо производства фиксации факта ознакомления с листовкой, уделить особое внимание проведению самой разъяснительной беседе с доведением информации о наиболее распространенных видах дистанционных мошенничествах в сфере ИТТ, а именно довести следующее:
Помнить и знать, что настоящие сотрудники финансовых организаций, банков, в том числе и «роботы» фактически не осуществляют звонки своим клиентам, только в исключительных случаях, в связи с чем при поступлении входящих вызовов с любых абонентских номеров в том числе и с известных «1000», «9ЭД» и т.д. гражданину услышав информацию «об одобрении заявки о смене привранного абонентского номера», «об одобрении заявки на получение кредитной карты», «о зафиксированной подозрительной финансовой активности», любую информацию вызывающую страх и панику за свои сбережения, необходимо в первую очередь прекратить общение, сбросить мобильное соединение, (положить трубку), самому перезвонить в свою финансовую организацию клиентом которой он является (рекомендуется производить вызовы через мобильное приложение «банк-онлайн» связаться со службой поддержки клиентов посредством интернета), убедиться что с его счетами все в порядке и не поддерживать диалог с подобного рода входящими вызовами на мобильный телефон.
Подобным способом мошенники действуют и от лица правоохранительных органов, (МВД, ФСБ, Следственный Комитет, Прокуратуры, Центрального Банка РФ, Управление по экономическим преступлениям и т.д.) в данных ситуациях, мошенники используют тактику запугивания и угроз о привлечении гражданина к уголовной ответственности, что никогда не допустит в общении действующий сотрудник любых силовых структур, поэтому гражданину необходимо не потеряв самообладания попросить представиться звонившего, назвать свою должность, специальное звание, наименование органа, далее немедленно прекратить диалог, сбросив соединение, самостоятельно перезвонить на номер дежурной части названного органа, номер предварительно уточнить в сети интернет и уточнить информацию.
При использовании объявлений в сети интернет (Авито, Юла, Яндекс и т.д.) независимо от цели (купить либо продать) необходимо знать и помнить, что недопустимо производить предоплаты, либо оплаты в полном объеме, интересующих товаров неизвестным лицам, даже если гражданину в качестве подтверждения личности, прислали фотографию с паспортом, либо граждане часто убеждены, что по номеру карты или телефону всегда легко можно установить личность злоумышленника, не учитывая тот факт, что абонентский номер, либо номер банковской карты, могут быть оформлены на третье лицо (часто это нарко/алкозависимые люди) не располагающие сведениями кто именно использует оформленные на их имена банковские карты, а также мошенники используют электронные кошельки (Киви, Юмани и т.д.) не требующие подтверждения личности, в связи с этим не стоит производить онлайн переводы, также обязательно понимать, что в случаях когда гражданин сам что либо продает и ожидает от потенциального покупателя поступление денежных средств, то ему (покупателю) всегда достаточно знать только абонентский номер к которому привязана банковская карта, если только покупатель под различными предлогами просит назвать ему полные реквизиты банковской карты и одноразовые пароли, либо просит перейти по ссылке где будет необходимо ввести реквизиты банковской карты якобы для зачисления денежных средств, необходимо немедленно прекратить дальнейшее общение с явным мошенником, в противном случае, вместо получения денежных средств, произойдет списание.
Гражданину не стоит совершать онлайн заказы на непроверенных сайтах и малоизвестных торговых площадках, особенно в случаях, когда платежи совершаются путем онлайн переводов на банковские карты, оформленные на физических лиц.
Также распространены случаи взлома социальных сетей, через которые гражданину может написать его друг с просьбой одолжить срочно денег, всегда прежде необходимо убедится в достоверности, хотя бы путем телефонного разговора.
Никогда и никому не следует сообщать одноразовые пароли, поступающие от абонентских номеров финансовых организаций (банков).
Никогда не переходить по интернет ссылкам содержащихся в смс- сообщениях, которые вы не ожидали.
Гражданину при поступлении пугающей информации, что его родственник совершил ДТП и для решения вопроса необходимо передать денежные средства некому (псевдопомощнику следователя) немедленно следует прекратить разговор, дозвониться до названного родственника (как правило это сын, дочь, внук, внучка) успокоиться и ни в коем случае не передавать никакие денежные средства неизвестным лицам, помнить, что так сотрудники правоохранительных органов никогда не действуют.
Гражданину при оформлении покупок на торговых интернет площадках (Ozon, Yandex-market и им подобных) стоит знать, что если после оформления заказа, Вам (как правило посредством мобильного мессенджера Whats арр) напишут, что Ваш заказ отменен по различным причинам (как правило причина отсутствие на складе) и предложат оформить иную доставку, для чего попросят осуществить оплату по высланным реквизитам, (как правило это будет расчетный счет либо номер банковской карты физического лица, а не ООО или ИП) – Помните, что таким образом легальные торговые организации действовать не могут и вероятнее всего Вы отправите денежные средства мошенникам.